Беседы с батюшкой: ответы на вопросы телезрителей канала СОЮЗ

25.01.2021 Отец Роман

– Хотел начать с одного из вопросов, с рассылки в WhatsApp. Присылают молитву, которая, не прерываясь, читалась с 2005 года. Просят чтение не прерывать и говорят, что если ее прочитать, то все в жизни будет замечательно. Хотел Вас спросить: что Вы думаете о таких инициативах?

– Откровенно не церковная инициатива. Вроде оболочка правильная (нужно непрерывно молиться), но в то же время в церковной жизни такой молитвы и такой практики не существует. Особенно настораживает обещание, что все будет хорошо, если непрерывно молиться. Условие, что все в жизни будет хорошо, – не для православного христианина. Всё, что мы делаем в церковной жизни, мы делаем не для того, чтобы все было хорошо. Всегда напоминаю прихожанам, что это ложное утверждение, хотя бы уже потому, что Бог, в Которого мы веруем, закончил жизнь нехорошо со светской точки зрения, Он закончил ее на кресте. И мы веруем в этого Бога, называем его Богочеловеком и Спасителем.

Напомню, как Господь в Евангелии сказал: раб не больше своего господина и ученик не больше своего учителя. Поэтому каждый христианин, который принимает таинство Крещения, крестится во Христа и в смертность Христа.

Апостол Павел как раз в эти дни напоминает в своих посланиях, что мы принимаем Христа, Его жизнь входит в нас, но мы за эту жизнь во Христе должны быть готовы сораспяться с Ним. Это не только страсти, это в том числе и жизненные обстоятельства. То есть воспринимать жизненные обстоятельства как крест, как благословение, как Промысл Божий – основополагающая часть жизни во Христе Иисусе.

Поэтому православный христианин не может молиться, чтобы все было хорошо. Он молится потому, что не может по-другому, это его связь с живым Богом. Мы любим своих близких людей и с ними общаемся, точно так же мы общаемся с Богом живым, к Которому обращаемся в молитве. Поэтому обращение в WhatsApp с призывом молиться конкретной молитвой, чтобы все было хорошо, – это явно не церковный способ.

Вообще, мне кажется, WhatsApp в последние месяцы (особенно в прошлом году) очень изменился, потому что столько неправды, сплетен через него прошло, в том числе и среди православных христиан… Просто удивляешься, как образованные люди нашей современности, умудренные опытом, так легко чему-то доверяют. Некоторые  всерьез берут эту молитву, начинают ее читать, потом распространять. Но это, конечно, говорит об очень многом. У большинства людей еще не выработано критическое мышление. Мы принимаем на веру все, что к нам приходит по WhatsApp из внешнего мира, а это нужно учиться фильтровать, потому что время сейчас очень лукавое. Как говорит апостол Павел, сейчас очень важно иметь ум Христов, чтобы все различать. Сейчас время постправды, говорится одно, подразумевается другое. И времени проверить эту информацию у людей нет. Получается, что человек начинает жить в неправде, принимая ее за правду. Молиться нужно, но не такими молитвами.

– Кстати, хотел кое-что прочитать из этой молитвы, там своего рода мотивация в конце. Приписано: «Пожалуйста, не пропусти это сообщение, выбери, кому отправить. Ангелы знают, что вы боретесь за что-то, переживаете, и они говорят, что это уже прошло. Сегодня вечером у тебя будет решение двух твоих проблем в жизни. И это утешит тебя. Завтра будет лучший день». Похоже на манипуляцию, чтобы человек стал рассылать это дальше.

– Конечно. Вы знаете, сложность и опасность доверия к этой молитве в том, что человек может прийти в храм, мотивируясь именно таким представлением, что он помолится – и все будет хорошо. А завтра не будет хорошо, и тогда начинается разочарование. Точно так же, как было очарование, начинается разочарование. Это, конечно, выбивает из-под ног настоящую веру человека. Ведь дьявол видит, что душа каждого человека христианка по природе. Как сделать так, чтобы человек не пришел в церковь? Нужно в самом начале выбить основу. Поэтому идет в ход любое оружие.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я читаю Евангелие, там все время Христос говорит о том, когда будет наказание грешникам и награда праведникам, деление на овец и козлов, отделение зерен от плевел. Это все будет после того, как Он придет второй раз, то есть после Второго Пришествия. А откуда, из каких серьезных источников взято то, что будет промежуточный суд? Единственное упоминание в Евангелии – это притча о богаче и Лазаре. Но ее нельзя понимать буквально, это иносказание. Если буквально понимать, тогда откуда у души богача появился язык, а Лазарь оказался не в Царстве Небесном, а на груди у Авраама? То есть это как бы иносказание. А у греческих философов есть такие упоминания. Но апостол Павел предупреждал колоссян, что нельзя поддаваться греческой философии. Объясните, откуда взята мысль о промежуточном суде».

– Надо понимать, что мы свои знания о духовной жизни черпаем не только из Священного Писания. Конечно, если брать только Евангелие и апостольские послания, то православный христианин знает, что жизнь церковная (или жизнь Духа Божьего) продолжалась далее и зафиксирована не только в Священном Писании. Даже само появление Священного Писания – это веяние или голос Божий во времени. Ведь известно, что Сам Христос не писал книги. Прошло какое-то время, прежде чем ученики записали деяния Господа нашего Иисуса Христа.

Точно так же мы понимаем, что не все откровения Божии записаны в Евангелии и апостольских посланиях. Поэтому мы черпаем свои знания не только из Священного Писания, но и из Священного Предания. Отвечая на вопрос, хочу сказать, что это знание о промежуточном суде Божием над человеком как раз содержится в знании Церкви – в Священном Предании. Не один святой отец говорит нам о том, что каждый человек предстает перед судом Божиим и дает ответ, а дальше уже, как говорит Предание Церкви, усопший человек ждет воскресения мертвых, когда будет всеобщий суд.

– Может ли на частном суде душа покойного попасть в ад, а потом, после Второго Пришествия, попасть в рай?

– Это очень сложные категории, и однозначно сказать, как будет, мы не можем. Мы точно знаем, что послушание Церкви и церковных людей – молиться за усопших. И мы знаем из церковной практики, что любой человек согрешает, но мы надеемся на милосердие Божие. Даже были святые отцы, которые по своему милостивому сердцу утверждали, что Милосердный Бог не может погубить кого-то, что все спасутся. Тем не менее Церковь осудила такое учение, и это говорит о том, что так категорично нельзя утверждать. Слава Богу, у нас есть богословы, церковные деятели, есть литература на этот счет.

Я могу вспомнить, например, книгу владыки Илариона (Алфеева) «Христос, сошедший во ад», где он как раз затрагивает эту сложнейшую тему. Представьте, мы говорим об усопших, которые ушли в мир иной, туда, где нет времени, и говорим о третьем, девятом, сороковом днях как важных для усопших. На сороковой день человек предстает перед Господом. Но категории времени нет. То есть мы уже сталкиваемся с тем, что понятия и определения человеческие очень и очень относительные.

– А почему Церковь осудила учение о том, что спастись могут все?

– Я помню, что в VI или в VII столетии был такой Собор. Евангелие говорит, что будет отделение козлов от овец, что будет суд, что праведники пойдут со Христом, а неправедные не будут со Христом. По чувствам, по ощущениям любой праведник хотел бы, чтобы спаслись все люди. Но дальше важно остановить эти чувства и понять, что Предание Церкви, голос Церкви, в том числе через Священное Писание, говорит – будет суд и это отделение.

– Вы, кстати, уже несколько раз упомянули про Священное Предание. И у телезрительницы Людмилы из Севастополя есть вопрос: «В чем отличие между пророком и экстрасенсом?»

В принципе, обоих можно судить на основании Священного Предания? Экстрасенс тоже может говорить, что он действует на основании Священного Предания.

– Конечно. Кстати, очень хороший вопрос, потому что внешне и пророк, и экстрасенс могут говорить высокими глаголами и быть похожими друг на друга. Но критерий истинности того, кто говорит, – это прежде всего приверженность к Церкви, к наследию Божьему, к народу Божьему. Ведь и у язычников могут быть пророки и какие-то вещатели. Но Церковь чувствует и знает своего человека, который говорит от имени Бога, и человека чужого, который даже может надеть на себя церковное облачение, какие-то церковные одежды, но быть чужим, не вещать от имени Божьего.

Здесь очень важно вспомнить, что поэтому в Церкви существует епископат – апостольское преемство. То есть Церковь уже сталкивалась с такой  ситуацией в I веке, когда появлялись гностики и говорили: «Что там твой апостол Павел? Вот ко мне во сне пришел Христос и сказал…» А как реагировать на эти откровения? Поэтому со II века мы слышим эти церковные воззвания о том, что где есть епископ – там Церковь, и Церковь там, где есть епископ, потому что епископов рукополагали апостолы.

Вспоминаются слова святителя Иринея Лионского. Он говорил: «Я являюсь учеником Поликарпа Смирнского, я слышал его глаголы, слова и проповеди. А Поликарп Смирнский был учеником Иоанна Богослова». И эта цепочка прослеживается до нашего времени, вот почему именно через епископат, через апостольское преемство Церковь жива своими благодатными дарами. И она способна различить Божие от не Божьего. Священноначалие говорит нам через Архиерейский Собор, через постановления, даже через какие-то благословения священноначалия, и таким образом Церковь живет, плывет в этом непростом мире.

– Вопрос телезрительницы: «Мы воскреснем, и будет какое-то время до Суда. Мы в это время можем покаяться, если наконец поумнеем? Ведь у нас очень много грехов, которые мы, может, и не помним».

– Насколько я знаю из церковного Предания, покаяние возможно при этой жизни. Когда человек преставился, он уже надеется на молитвы близких людей, на милостыню. Но время покаяния – это именно наше земное время.

– Кстати, есть похожий вопрос от телезрителя в WhatsApp: «Если соединения с Богом не произойдет в этой жизни, то уже не произойдет никогда?»

– Страшно такое произнести… Но мы говорим о том, что церковная жизнь есть соединение с Богом. Своих Господь никогда не оставляет. Если человек здесь был с Ним, то и в жизни вечной будет со Христом.

– Еще есть вопрос от телезрителя, связан с Посланием апостола Павла к Галатам: «Объясните, пожалуйста, отрывок про рожденного от рабы и другого, рожденного от свободной».

– Тут нужен богослов, я даже не буду сейчас мудрствовать. Нужен такой священник, который преподает в духовной семинарии или академии.

– Тогда есть вопрос про усопших, о которых мы только что говорили: «Если очень часто снятся усопшие, что сделать, чтобы они не снились так часто?»

– Нет задачи что-то сделать, чтобы они не снились. Вообще для православного христианина усопший человек – это точно такой же живой человек. Именно поэтому  совершается отпевание, панихиды, молятся, совершается милостыня и так далее. Если усопший приходит во сне, мы, православные,  понимаем, что он просит молитв. А поставить такую задачу, чтобы усопший не приходил во сне, и не нужно, если человек просит. Если просят, значит – нужно. Поэтому мы и молимся.

– К чему снятся усопшие?

– Обычно просят молитв. Интересно, что приходят во сне к тем, о ком знают, что они пойдут в храм и будут молиться. То есть бывает даже, что родственники безбожные, абсолютно неверующие люди – и к ним во сне усопшие не приходят. А к малоцерковному человеку усопшие приходят и таким образом напоминают, что надо молиться за них.

– Ведь усопшие могут разные приходить, в том числе и известные исторические личности. Такие истории даже бывали, когда кому-то снился Наполеон или еще кто-то. За всех ли нужно молиться?

– Я думаю, что проще нужно к этому относиться. Если пришел Наполеон, нужно вспомнить: может быть, Вы смотрели какой-то исторический фильм про Наполеона. Это понятно. Но если речь идет о близких, то да, надо молиться.

– Телезрительница спрашивает: «Что значат полгода и год со дня смерти для усопшего?»

– Годовщина – это памятная дата. Особые дни для усопшего – до сорокового дня, мы усиленно молимся в это время. А полгода или год – это памятные дни, в которых Церковь призывает помянуть усопшего именно молитвой, это просто повод собраться вместе и помолиться.

– А для самого усопшего эти дни имеют какое-то значение?

– Я думаю, что нет. Любая молитва для усопшего – это праздник, она вожделенна, это отдохновение. Но, насколько я помню, никаких особых событий в эти дни не происходит.

– Третий, девятый и сороковой дни важны?

– Да. Есть предание, что до сорокового дня душе показывают райские чертоги, адские муки, потом она проходит мытарства и на сороковой день предстает перед Престолом Божиим и слышит временный приговор о своей участи.

– Есть еще такой вопрос от телезрителя: «Бог помышляет о нас через ближнего. Это закон. Поясните, так ли это и как это работает».

– Чаще всего так. Бог проявляет Себя не только через ближнего, но через обстоятельства жизни. Здесь очень важно не просто вырвать из контекста это выражение, потому что ближние могут быть и во искушение, и в благословение. Здесь очень важно понимать, что разные ситуации бывают в жизни человека. Поэтому православный христианин старается прислушиваться к обстоятельствам жизни, чтобы понять в сложной ситуации, что Бог хочет сказать, куда направить. Поэтому очень часто ближние тоже являются проводниками Промысла Божия. Хотелось что-то сделать – ближний запретил или, наоборот, разрешил. То есть надо смотреть каждый случай индивидуально.

– А если кто-то нахамил? Это искушение? Как к этому относиться?

– Это жизнь.

– Понятно, но мы рассуждаем как православные христиане и пытаемся понять Промысл Божий в этом…

– Не надо об этом. Мне кажется, большая ошибка православного христианина в том, что он во всем хочет увидеть смысл. Когда кто-то нахамил, человек, может быть, устал, может быть, у него вспыльчивый характер, ему наступили на ногу. Что угодно может быть. И это пока еще ни о чем не говорит. Речь идет о действиях. Вообще очень важно понимать, что в православной жизни важно именно действие. Хамство может быть просто фоном (так получилось), надо пожалеть человека.

– Вопрос телезрительницы: «По воскресении Христос часто являлся ученикам. Причем бывали такие моменты, когда Он являлся через закрытые двери. А после воскресения Христос так и остался Богочеловеком?»

– Очень хороший вопрос. Воистину мы веруем, что и по воскресении Христос является Богочеловеком и воскрес плотью. И то, что Он воскрес телесно, является основанием для нашей веры в то, что и мы воскреснем плотью. Очень важно понимать, что большинство из православных людей полагают, что человек умирает и просто душа витает где-то в жизни вечной. А по православному представлению мы веруем, что воскреснем плотью.

Другое дело, что эта плоть может иметь иные свойства, чем, например, у Христа. Он по воскресении проходил через стены, но сказал Марии: «Не трогай Меня, пока не время». Почему – это очень сложный вопрос. Для нас, православных людей, очень важно понимать, что Бог воскрес не просто душой, а в том числе и телесно. И для православного христианина и богослова было очень важно подчеркнуть, что эту целостность во Христе не нарушила смерть. В этом смысле Христос и побеждает смерть. Не в том смысле, что никто больше не умрет, а в том, что смерть не разлагает человека, что он как был человеком (то есть тело плюс душа), так и остается по смерти.

Об этом очень интересно рассуждает преподобный Максим Исповедник. Ему задают вопрос: «Если Христос победил смерть, то почему верующие люди умирают?» Он отвечает, что, с одной стороны, это делается для проповеди. Если бы неверующие видели, что верующие не умирают, то становились бы как бы верующими во Христа, чтобы не умереть. А с другой стороны, смерть – это распад. Но Богочеловек после смерти остался целым телесно, духовно и душевно. В этом заключается победа Христа над смертью.

– Почему православному христианину важно знать, что Иисус Христос был Богом, ставшим таким же Человеком, как мы?

– Так Бог решил спасти человека. Рождество Христово – не просто праздник. Оно связано с историей Ветхого Завета. Адам преступил заповедь, согрешил в том, что отвернулся от Жизни, Которая есть Бог, повернулся к смерти – и стал смертным.

Человек успокоился, начал устраиваться в этой жизни (строить города, создавать орудия труда, оружие). А Бог не успокоился. Он понимает, что человек предназначен для вечности. Как его спасти? Бог придумывает способ: Он действует изнутри, то есть Сам становится Человеком. Теперь любой, кто приобщается ко Христу, становится с Ним единым целым, соединяется с Богом.

Господь решил спасти человека через Себя. Он посылает в этот мир Своего Единородного Сына, Который становится Человеком (Богочеловеком), возрастает, проповедует, умирает на Кресте и воскресает. Теперь каждый христианин имеет надежду на воскресение и вечную жизнь с Ним.

– Вопрос: «Скажите, пожалуйста, не мог ли Иисус Христос воскресить Иоанна Крестителя после казни?»

– Христос как Бог все мог. Вопрос в другом. Жизнь Христа – для того, чтобы спасти человечество. Господь не просто фокусник, Человек, который творит чудеса.

Для светского человека самое страшное – смерть. Она является финишной чертой: дальше ничего нет. А для православного христианина смерть – продолжение жизни. Если он встретился со Христом, полюбил Его, живет надеждой на спасение, то после смерти предстанет перед Господом, как перед своим близким.

Велика разница между смертью верующего человека и неверующего. Неся послушание в хосписе, мы видим, как болеют и умирают нецерковные люди и церковные. Например, для нецерковного человека Причастие обязательно должно быть во исцеление тела. Для церковного человека Причастие – это утешение, жизнь, поддержка.

Христос творит чудеса не просто ради чудес. Он все может сделать. Но есть некий замысел, что и для чего нужно делать. В Евангелии во всех обстоятельствах есть смысл.

– Вопрос телезрительницы: «Мой вопрос, может быть, дерзкий, по-светски сказать, наглый. Имею ли право так думать или нет? Я живу здесь в заботах, скорбях. Грешница? Да, как все человечество. Но не хочу думать об аде. Что ж мне здесь мучиться и там? Молюсь: “Господи, я верю, что Ты меня помилуешь, поставишь по правую сторону с овечками”. Этим и живу. Один святой отец пишет: “Держи ум во аде”. Если будешь держать ум во аде, один ужас будет! Имею ли я право надеяться на Господа, Его любовь?»

– В Вас видна любовь к жизни. Мне кажется, для православного христианина это очень важное чувство. Святые отцы не говорят, что нужно все время думать об аде. Преподобный Силуан Афонский произносил слова: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», когда у него были очень большие искушения в келье. Потому что в какой-то момент он даже усомнился в милосердии Божием, сказав: «Господи, Ты неумолим!»

Вы правильно делаете, что надеетесь на милосердие Божие. Я верую, исповедую, что за эту дерзновенную надежду Господь Вас помилует. На самом-то деле Господь помилует нас не за дела. Мы привыкли к тому, что спасение нужно заработать. Спасение не зарабатывается. Это дар Божий. В том числе и за такую надежду.

– Вопрос: «Как бороться с завистью? Все видео на эту тему пересмотрел. Никак не получается».

– Самая большая ошибка – заниматься борьбой с завистью. Зависть – чувство некой ущербности. Человек чувствует обделенность. Поэтому зависть побеждается пониманием, осознанием, терпением, примирением с самим собой. Необходимо понимать, что жизнь полноценна: в ней есть все необходимое. Это с одной стороны.

С другой стороны, зависть – неуправляемое чувство. Мы не можем сказать «Я теперь не буду завидовать» – и перестать завидовать. Нужно смиренно принимать то, что мешает; как крест: «Достойно, Господи, получаю по своим грехам». Дьявол отступит именно за это смирение: человек не борется с завистью. Потому что борьба с завистью – от гордыни. Как можно побороть то, над чем ты не властен?

– Можно ли обратить зависть в свою пользу, сделать ее мотивацией?

– Святые отцы говорят, что какие-то страсти могут служить борьбе с другими страстями. Может быть, краткосрочно это можно сделать. Но все равно человек будет томиться: это чувство неправильное, его нельзя взращивать.

– Вопрос: «Посоветуйте, что можно еще сделать бедной матери, которая молится за пьющего сына, читает Псалтирь, акафист Пресвятой Богородице пред иконой “Неупиваемая Чаша”, но пьянству сына нет конца?»

– Что можно еще? По-моему, она все делает. Это очень сложный вопрос. Можно сейчас сказать: «Вы, наверное, сами виноваты, задавили волю сына». А толку-то? Что делать? – вот вопрос. Человек так спасается. Это родительский крест.

– Можно же руки опустить: столько уже читаешь, молишься…

– Еще раз повторю: спасение не зарабатывается. Это пришло из язычества: если очень много всего делать, все будет хорошо. В православии это не работает. Если сын сейчас пьет, значит, так нужно, почему-то Господь это попустил. Я не знаю почему. Мне неизвестна эта семья. Не знаю, почему Господь дал такой крест этой женщине. Может быть, за характер или ее прежние грехи. Может быть, Господь так смиряет.

Но нельзя думать: «Я сейчас сделаю 125 действий – и все будет в порядке». Не будет. Должно быть упование на Бога и доверие Промыслу Божиему. Почему ничего не меняется? Чтобы человек в конце концов пришел ко Христу и сказал: «Я сам не могу ничего сделать. Сделай Ты». «Я читала акафисты, причащалась, молилась, но поняла, что своими действиями не помогу». Может быть, в этом будет прозрение и сдвиг с мертвой точки.

– Может, тогда не нужно ничего делать?

– Здесь нельзя теоретизировать. Человек от сердца начинает помогать своему сыну, пробует все, что может. Но в православии это не работает. Он должен осознать проблему изнутри, в том числе путем проб и ошибок. Человека меняет не человек. Только Господь может изменить человеческое сердце.

– Вопрос: «Можно ли в субботу мыться в бане?»

– Да, конечно.

– Мне кажется, здесь отдает иудейством.

– Раньше в церковной традиции было представление, что нельзя мыться в бане в воскресенье. Потому что для того, чтобы истопить баню в деревне, нужно было сделать очень много работы: наколоть дров, протопить печь, наносить воды. А в воскресный день православный христианин старается не работать. Но мы-то сейчас баню не топим – принимаем душ. Понятно, что запрет был не на мытье, а на работу.

– Вопрос: «Можно ли жениться в третий раз, если два первых брака были неудачные и невенчанные?»

– Это вопрос к Комиссии по браку. Я знаю, что по церковным канонам мы венчаем только тех, кто женится не более двух раз.

– Два невенчанных брака. Может быть, их как бы и не было?

– Все можно с такой точки зрения переделать. Я думаю, что надо обратиться к Канонической комиссии, которая рассматривает все ситуации: насколько неудачными были предыдущие браки, каковы причины их расторжения.

– Вопрос: «Где-то читал, что молитва Господня заканчивается словами “но избави нас от неприязни”, а не “от лукавого”. Что Вы думаете об этом?»

– Это разный перевод слова «лукавый» («понерос» по-гречески). Кто-то переводит это как «от лукавого», кто-то – «от зла», кто-то – «от неприязни». Христианская молитва («избави нас от лукавого») персонифицирована. Мы не просто говорим «избави меня от зла» в смысле злого поступка, обстоятельства или неприязни, а просим избавить нас от дьявола, нечистой силы.

– Можно ли заменять слова в молитве? Например, в молитве «Отче наш».

– Если говорить конкретно о молитве «Отче наш», то нет. В каких-то других молитвах можно только в своей келейной практике.

– А почему нельзя в молитве «Отче наш»?

– Это молитва Господня: ее текст дал Сам Господь.

– Но Вы сейчас упомянули, что есть разные переводы слов из нее.

– Когда мы переводим какое-то слово – это одно. А когда меняем слова, то может измениться смысл молитвы.

– Я имел в виду разные варианты перевода. Например, можно ли читать «Отче наш» на русском языке?

– Я думаю, что в келейной практике это возможно. Помню, когда я заходил в «Матросскую тишину», у меня был страх, чувство беспомощности. Потому что понимал: очень многие люди, сидящие в камерах, жаждут слова Божиего, Причастия, молитвы. А что я могу дать? Нужно укрепиться молитвой.

Пока я стоял в очереди на КПП, вдумчиво прочитал про себя молитву «Отче наш», по-русски, не речитативом, как мы привыкли в Церкви. Я осознал, что размеренное чтение молитвы Господней имеет большую силу. Приходит укрепление, когда ты понимаешь, что не просто произносишь церковную молитву, а молишься. «Пусть приидет Царствие Твое. Пусть будет воля Твоя, как на небе, так и на земле».

– Как отреагировали окружающие?

– Я молился про себя. Очень важно понимать, что никого нельзя вводить в искушение. Можно много экспериментировать, но только в частной практике.

– Вопрос: «Как начать бороться с чревоугодием?»

– Наверное, не есть.

– Совсем?

– Не надо «совсем». Размеренно. Мы же говорим, что православие – это умеренный путь.

– Может быть, даже хочется есть умеренно: с утра – кашу, днем – обед из трех блюд…

– У всего есть причина, в том числе и у чревоугодия. Не случайно светские психологи, исследователи говорят, что мы часто заедаем стресс или едим от безделья. Надо бороться не со следствием, а с причиной. Нужно понять, почему источником удовольствия является именно еда, а не работа, молитва, служение, общение с близкими людьми.

Еда – источник быстрого получения удовольствия. Человеку, наверное, чего-то не хватает, поэтому он переключается на поглощение пищи.

– Как правильно начать поиск причины чревоугодия? На что обратить внимание? О чем задуматься? Какой первый шаг?

– Конечно, это молитва: «Открой мне глаза, Господи». А дальше нужно быть внимательным. Человек должен анализировать, пытаться объективно смотреть на себя со стороны, не осуждая. «Что я делаю неправильно?» Думающий, наблюдательный человек все поймет с Божией помощью. В этом поиске человек не один. Он с Богом. Но Христос что-то открывает человеку по мере того, как тот становится способен увидеть и услышать о себе правду.

– Отец Роман, большое Вам спасибо за сегодняшний разговор. В конце программы хотел бы попросить Вас подвести ее итог и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Сегодня у нас получилась хорошая беседа. Благодарю за вопросы. Хочу пожелать, чтобы все мы искали самого главного: прозрения духовного, душевного, с которого начнется покаяние, изменение ума и поиск того, что на самом деле угодно Богу, что нужно сделать, чтобы прославить Господа нашего Иисуса Христа.


Источник: https://tv-soyuz.ru/Besedy-s-batyushkoy-25-01

Помочь телеканалу СОЮЗ: https://tv-soyuz.ru/aboutchannel/assistance

Обсудить можно здесь: