При храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Малахитовой возобновились занятия группы трезвости.
Корреспондент нашей газеты встретился с ведущим занятий Евгением Басевичем и с наставником по индивидуальной работе Владиславом Ельниковым. Об этом сообщает газета «Ростокинская панорама».
— В каждом магазине продается алкоголь. И ведь никто не бьет в колокола, большинство людей живут спокойно, — говорит Евгений Басевич. — Так вот, люди, с которыми мы здесь встречаемся, это те, кто не может жить спокойно, как все. Слабые, немощные, они не могут держать себя в руках.
Владислав Ельников не совсем согласен с коллегой.
— Не всегда зависимости развиваются у тех, кто слаб. Почти любого человека можно сделать зависимым, нужно только найти нужную точку, — объясняет Ельников. — Например, Сталин курил. И что? У него слабая воля была? Нельзя сказать, что они все зависимые слабы.
Как рассказали нашему корреспонденту, в 50-60% случаев, за помощью в группу при храме в Ростокине обращаются зависимые от алкоголя. Но есть также наркоманы, игроманы, курильщики и близкие страждущих.
— Средний возраст обратившихся колеблется от 30 до 50 лет, но это из тех, кто обратился сам. Среди близких страждущих — старше 50, а то и 60 лет, — говорит Ельников.
Чаще приходят родственники, ведь сама проблема зависимости такова, что ее первым осознает ближнее окружение «больного», который еще какое-то время находится в иллюзиях, что в любой момент сможет бросить.
— Близкие начинают бить тревогу раньше самого зависимого. Если среди них находятся верующие, они приходят к нам и задаются вопросами: а чем я могу помочь? — повествует ведущий групповых занятий. — Но если сам страждущий не пришел к мысли, что ему нужна помощь, помочь ему очень трудно. Мы можем оказывать только молитвенную поддержку.
Основная цель занятий группы трезвости – поставить человека на ноги.
— Для нас важно, чтобы страждущий вновь стал полноценным членом общества, чтобы он мог вернуться к семье и работе, и обходиться далее без чьей-либо поддержки, — объясняет наставник по индивидуальной работе. — Наша цель и в том, чтобы страждущий обрёл свободу и не нуждался в группе поддержки. К сожалению, есть такие методики, которые заменяют одну зависимость другой, например, зависимость от наркотиков на зависимость от группы, где собираются бывшие наркоманы.
По рассказам наставника, не редки случаи, когда люди сначала обращались в платные клиники или к частным психологам, а потом уже приходили в группу при храме в Ростокине.
— Человек, выросший в обычной советской семье, не имеет религиозного воспитания, а к Церкви прибегает в последнюю очередь, — с сожалением говорит Евгений Валериевич. — До Церкви у многих был пройден путь проб и ошибок. Были и случаи, когда страждущие попадали в секты.
По статистике, мало найдётся семей, которых обошла эта беда стороной. По словам Евгения Басевича, каждый, кто работает с этой категорией людей, сам прошёл нелегкий путь избавления от зависимости.
— Только люди, преодолевшие зависимость, изнутри осознают всю суть и глубину проблемы. Я знаю лишь одного человека, духовника, который никогда не был зависимым, но при этом помогает страждущим, — вспоминает Басевич. — Он рассказывал, что в юности единожды попробовал алкоголь, и тут же у него возникло отвращение. Над ним смеются, причем даже в священнической среде.
Евгений Басевич на личном примере доказывает, что бороться с чужой зависимостью лучше, имея личный опыт.
— Я сам боролся с наркоманией. Вспоминаю первые свои три года, а в светской наркологии считают, что через три года после употребления еще даже чувства не восстановлены. Так вот, эти три года – наваждение. Было трудно жить трезво. Привычка просила приключений, — поделился Басевич.
Первоначальная работа с зависимым проводится индивидуально: человек рассказывает, что его заставило обратиться за помощью.
— Во время первой индивидуальной беседы мы пытаемся докопаться до сути, намечаем план действий и обязательно даем легко осуществляемые приемы для неотложной помощи, — объясняет Владислав Ельников. — У нас были ситуации, когда человек обращался за помощью, будучи под хмельком. В таких случаях мы советуем обратиться к врачам-наркологам. Начинать подобного рода занятия можно только на трезвую голову.
Что касается приемов неотложной помощи для тех, кто пришел трезвый, наставники дают такие советы: наметить дату следующей встречи, написать собственноручно на бумаге несколько слов, подобранных особым образом, и плотно поесть, так как сытная еда притупляет тягу к алкоголю.
— И самый главный совет – гнать мысль, которая склоняет к алкоголю. Сначала зарождается помысел, а только затем человек берет сигарету или отправляется за спиртным. Но это уже последствия, — добавляет Ельников. — Нужен жесткий ответ, причем молниеносный. Достаточно небольшого промедления, и эта мысль укоренится, после чего избавиться от нее будет трудно.
Если и это не помогает, на помощь приходят ручка и блокнот.
— Возьми бумагу, ручку и напиши: «мне хорошо быть трезвым», а затем уединись перед зеркалом и прочитай это вслух, — объясняет Владислав Николаевич. — Кажется просто, но на самом деле, когда страждущий пытается выполнить это простенькое упражнение, он испытывает страшную борьбу внутри себя. Я вот сам раньше курил, а потом решил бросить. Приходилось бороться. Смог бросить, только пресекая помыслы о курении. Ужас, что творится в голове в этот момент!
Докопавшись до причины зависимости, наставники предлагают список вопросов, на которые надо написать ответы. По словам Ельникова, когда человек пишет от руки, в головном мозгу рвутся нейронные сети, по-сути и составляющие явление страсти. На их месте возникают новые убеждения, дающие свободу.
— На самом деле, между честной наукой и религией нет никаких противоречий. Если их искусственно между собой не стравливать, они могут дополнять друг друга. И мы в своей деятельности используем синтез науки и религии, — добавляет Ельников.
Помощь в группе трезвости оказывают в двух направлениях: с позиции церкви, если человек верующий, либо с позиции науки, если человек далек от христианства.
— Неделю назад к нам, в православный храм, пришла женщина, исповедующая ислам. Она хотела посоветоваться и попросить за своего бывшего мужа наркомана, который крещеный, — рассказывает Басевич. — Помощь ей, конечно же, оказали, несмотря на иное вероисповедание. И такие случаи нередки. В моей практике был опыт, когда после занятий двое из мусульманской семьи покрестились и стали активными воцерковленными христианами.
По словам Евгения Валериевича, после индивидуальных бесед мир вокруг зависимого не меняется, он продолжает его склонять к пагубным пристрастиям. Человек начинает вновь борьбу, но уже на новом уровне, более сложном.
— Помыслы становятся более искусными, их нужно проговаривать, а проговаривать бывает не с кем. Для этого и нужна наша группа взаимопомощи, — говорит Евгений Басевич. — Человек, не сталкивающийся с аналогичной проблемой, не может понять зависимого. Он просто скажет: «да ты не бухай и все нормально будет». А когда зависимый сидит за столом с такими же людьми как он, то он спокойно, без мыслей, что о нем подумают, проговаривает то, что его беспокоит. В этом он и получает помощь.
На вопрос, нужна ли группе какая-то помощь, например, добровольцев, оба наставника ответили, что единственная проблема, которая требует решения, — помещение.
— Единственное, что нам нужно – помещение для работы, — делится Евгений Басевич. — У нас есть одна маленькая комната, и мы договорились с настоятелем храма, отцом Романом, о том, что с 18:00 до 20:00 каждую среду у нас проходят групповые занятия. Но у нас нет помещения для индивидуальных бесед. Это единственная насущная проблема.
Мы напоминаем, что встречи проходят еженедельно. Задать вопросы или уточнить время можно по телефону +7 (913) 941-44-44 (Евгений Валериевич Басевич) или по электронной почте: info@trezvost.online (Владислав Николаевич Ельников).
05 Фев 2021 | Текст: Мария ДРАГУШИНА