Пасхальная беседа с нашим батюшкой на канале «СОЮЗ»

Отец Роман, 03.05.2021

Христос Воскресе! Дорогие Братья и Сестры! Посмотрите пасхальную беседу с нашим батюшкой на СОЮЗе.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

− Отец Роман, сегодня утром в храмах читалось Евангелие о том, как воскресший Христос явился Луке и Клеопе, которые шли в Эммаус, но они Его не узнали. А узнали только тогда, когда Он на трапезе стал преломлять хлеб. Почему Христос не открылся им сразу?

− Конечно, это евангельское чтение очень знаменательно и наполнено многими смыслами. Я и своим прихожанам, и тем, кого знаю, привожу этот отрывок из Евангелия для того, чтобы подчеркнуть, что познать Христа – это дар Христов. Когда мы рассуждаем о том, как привести людей в Церковь (чтобы они стали деятельными христианами), то мы чаще всего думаем, что человек приходит в Церковь благодаря нашему красноречию или благому поведению. Но на самом деле главная причина его прихода – это Христос. В Евангелии Господь так и говорит: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец. Это очень важное изречение Господа. Верующий человек – это, прежде всего, тот, кто получил дар веры от Господа.

Путники (Лука и Клеопа) встречают Христа, но глаза у них удержаны. В Евангелии так и сказано: глаза их были удержаны. Более того, этот незнакомый им Человек начинает рассказывать о событиях, которым они были свидетели, но они все равно не узнают Его. Путники очень заинтересовались этим Человеком и пригласили Его в гости. И только тогда, когда Он преломил хлеб, они вспомнили, что точно так же делал их Учитель, и тогда открылись у них глаза. В этом суть духовной жизни. Мы знаем много библейских цитат, хорошо знаем церковную историю и жития святых, но духовная жизнь заключается в том, чтобы открылись наши глаза. А для этого человек должен встретиться со Христом, Который подарит ему зрение.

Сегодня вечером, когда я служил, ко мне подошла девушка. Она рассказала, что на Страстной седмице впервые в жизни исповедовалась и причастилась. И она подошла ко мне, чтобы спросить: «Что со мной происходит? Я чувствую, что меня увлекает благодать Божия. Я чувствую влечение к Церкви, поиск, который появился в моей душе». Я ей тогда сказал: «С тобой все в порядке. Христос, Которого ты приняла в таинстве Евхаристии, сейчас начинает действовать». Когда мы принимаем Господа в Причастии, Он начинает нас изнутри как бы освещать фонариком: с одной стороны, Он показывает нам грехи, с другой − влечет к новым переживаниям благодати Божьей. Так действует Господь.

Очень важно понимать, что началом духовной жизни являюсь не я сам (мои знания, упражнения). Как писал апостол Павел, Бог производит в вас и хотения и действие. И сегодняшнее Евангелие свидетельствует об этом. Можно много знать, читать, много о чем слышать, но сердце будет закрыто. Даже в сложных ситуациях человек не видит рядом стоящего Бога. И нужно, чтобы Бог открыл глаза человеку. Только тогда человек начинает понимать, что Господь с ним рядом. Духовная жизнь на самом деле – это встреча с Господом, когда Он касается человека.

Кстати, это евангельское чтение еще показывает нам, что можно быть верующим человеком и в какой-то момент стать неверующим. Что-то происходит – и человек перестает быть верующим. То же самое было с учениками: они были верующие, знающие, имели опыт. И вдруг в ответственный момент, когда Христос к ним является, они оказываются обыкновенными иудеями, не понимающими, Кто перед ними стоит. В духовной жизни так же: можно часто причащаться, читать духовную литературу, Евангелие, но в ответственные моменты жизни вести себя как язычник. И что-то должно произойти с человеком (может, какое-то горестное переживание или разговор с кем-то), когда у него вдруг открываются глаза и он начинает видеть жизнь глазами веры.

− Примерно то же происходило с апостолом Петром, когда он отрекся от Христа, а потом, увидев Его, осмыслил то, что сделал.

В эти пасхальные дни мы все призваны нести свет Воскресения Христова людям (верующим и неверующим). Как пробудить поиск благодати в других людях?

− Мне кажется, что в Церкви Божией нужно учиться доверять Богу. Нам часто хочется внести в миссионерство какую-то технологию. Нам кажется, что в Церкви есть какие-то инструменты, которыми нужно пользоваться − и все получится. Это не так, потому что человека в Церковь привлекает только Христос. Мы можем быть лишь теми людьми, которые не помешают ищущему человеку прийти в Церковь Божию (и это большое дело). В первую очередь нужно быть аккуратным, внимательным, чутким к переживаниям другого человека; не пренебрегать его переживаниями, а заботливо отнестись к ним. Если человек пришел в храм, не нужно пытаться его учить. Это большая беда церковных людей: они пытаются излить на нового человека все свои знания. Нужно нести ответственность за свои слова. Человека, пришедшего в храм, обязательно нужно подвести к священнику, чтобы у них состоялся доверительный и серьезный разговор, когда человек может рассказать священнику о своих переживаниях, и священник его поймет, направит, подскажет.

Внутри человека происходит некое таинство: его влечет к свету. И здесь очень важно не отогнать человека от Церкви Божьей. Бывает, человек приходит в храм на исповедь − и ты видишь: он мало что понимает в своих грехах, но в нем есть стремление к благодати Божьей. Особенно такое бывает в пасхальные дни: даже у маловерующего человека душа разворачивается, и он говорит: «Я хочу причаститься». Мне кажется, иногда полезно такого человека допустить до Причастия (даже если он исповедался неосознанно), чтобы впустить внутрь его Христа. И Господь сделает больше, чем любые слова священника. Христос начнет увлекать человека за Собой, и в следующий раз человек придет на исповедь уже осознанно. Я знаю десятки подобных примеров.

Осознавать свои грехи – это тоже дар Божий. Когда мы готовим людей к крещению, они часто подходят ко мне и спрашивают: «Батюшка, как подготовиться к исповеди?» Я говорю: «Проанализируйте свою совесть. В чем она вас обличает?» И при этом я не советую читать какую-то литературу в помощь кающимся. Эти книги человек потом прочитает, но для того, чтобы он имел опыт честного, откровенного диалога с Богом на исповеди, он должен сам всмотреться в свою совесть и сформулировать, в чем он согрешил. Это дает результат. Я предупреждаю: не надо гоняться за большим списком грехов и придумывать их. Это не нужно ни Богу, ни нам. Ты привыкаешь лукавить, а на исповеди это как раз делать нельзя. Исповедь – это разговор человека с Богом о своей совести: я Ему говорю, что нечистый. Но в чем нечистый? Я должен осознавать, в чем согрешил. Если человек придумывает себе шаблоны и начинает по ним жить, то и на исповеди он не может быть откровенным с Богом.

Очень важно доверять Господу. Он никогда не оставит. Я знаю множество примеров, когда человек не умирал, пока не дожидался последнего Причастия. Как Господь оставит человека, который всю жизнь был Его служителем? Помню, как в Сергиевом Посаде умирала женщина (церковный человек). Было какое-то важное церковное событие, и священник не мог срочно приехать и причастить ее. Но она дождалась, когда закончится служба, приняла Причастие и преставилась ко Господу.

− Вопрос телезрителя: «В притче о талантах рассказывается именно о деньгах: один раб умножил десять талантов, другой пять, а третий талант закопал. Но я не думаю, что Бог хочет от нас, чтобы мы были успешными маклерами на бирже. Значит, эти таланты что-то означают? Я слышал, что таланты – это способности человека, которые он должен развивать. Но способности бывают разные: есть очень талантливые жулики и воры. Не думаю, что Бог хочет, чтобы мы развивали такие таланты. Так что такое таланты? Мне кажется, это добродетели…»

− Вы уже ответили на вопрос. Действительно, речь идет прежде всего о добродетелях; о тех качествах души, которые мы можем умножить, чтобы быть деятельными христианами.

У каждого из нас есть свои дарования. Мне кажется, очень полезно понимать, в чем они состоят. У меня, например,  всегда было стремление к тюремному служению. В Сергиевом Посаде я с отцом Захарией и отцом Лаврентием посещал следственный изолятор и учился у лаврской братии обращению с заключенными. В Москве я несу послушание в следственном изоляторе №1. Здесь я чувствую близость с заключенными: разговариваю с ними, могу свидетельствовать им о Христе, поддерживаю их. А хоспис для меня был большим испытанием. Прийти к умирающему человеку, чтобы соборовать и причастить его, для меня по-человечески очень непросто. Разумеется, если меня призовут в хоспис, я поеду. Но я не скажу, что это то, что я делаю с радостью, с легкостью. Точно так же с дарованиями: человек должен их чувствовать. Мы сейчас вспомнили маклера. Действительно, бывает, что у человека есть дар делать деньги. Но мы говорим, повторяя за святым Климентом Александрийским, что не богатство греховно, а отношение к нему. Поэтому человек может уметь делать деньги и в то же время служить окружающим людям (не только своей семье, родственникам, но и Церкви Божией).

В притче ни в коем случае не идет речь о грехе (о том, чтобы его приумножать). Здесь говорится о тех дарованиях, которые человек имеет, о добродетелях.

− Вопрос: «При Втором Пришествии Иисуса Христа восстанут живые и мертвые. Первый человек Адам был взят из земли. А как Церковь относится к кремированию?»

− Очень хорошо, что Вы связываете вопрос кремации со Вторым Пришествием Христа. Когда человек проповедует кремирование, то за этим может скрываться его философско-религиозное представление о том, что тело − это что-то неприятное, содержащее червяков, нечистоту. Церковь Христова всегда подчеркивала, что тело человеческое есть храм Духа Святого. Тело принимает Тело Христово, в наших жилах течет Кровь Христова. Мы родственники Христу по плоти: будучи плотскими людьми, мы причащаемся Плоти Христа и становимся Его сотелесниками. В этом смысле Церковь очень трепетно относится к телу человека. Апостол Павел говорит нам, что все грехи − против души человека, а грех блуда – против тела: бегайте блуда, потому что тела ваши суть храм Святаго Духа; не увлекайтесь блудом, потому что таким образом вы грешите против Тела Христова.

Очень важно понимать, что Церковь Христова говорит о христианском погребении в землю. Бывают, конечно, ситуации, когда это невозможно сделать (особенно в наше время). Если человек кремирует своего родственника и верует в воскресение мертвых; в то, что Господь восставит усопшего в жизнь вечную; верит в Страшный Суд и Второе Пришествие Христа, то, мне кажется, кремация тогда не грех. Но если человек говорит, что кремирует родственника потому, что нет никакого воскресения, что тело – это прах и тлен и нет разницы, что будет с ним дальше, то это грех.

− А что произойдет с телом во время Второго Пришествия?

− Мы веруем, что Господь восставит всех живших на земле. Мы не знаем, какое будем иметь тело. Апостолы могли потрогать воскресшего Христа. Но в то же время Христос мог телесно передвигаться на большие расстояния и даже проходить сквозь стены. Святые отцы говорят, что нечто подобное будет с нашими телами после Второго Пришествия Христова. Но то, что наше тело будет восстановлено и будет иметь те же человеческие черты, что и при жизни, − это предмет нашей веры. Первые христиане, которые полемизировали с язычниками, подчеркивали, что Христос Господь силен восставить любое тело из пепла. Все умирают и становятся прахом, но Господь восстановит нас телесно из этого праха.

− Исповедуя воскресение Христово, мы свидетельствуем о собственном воскресении после смерти?

− Именно так. Когда мы говорим о том, что Христос воскрес, то радость нашей души не столько о том, что когда-то 2 000 лет назад Он воскрес, а в том, что и мы воскреснем, потому что Христос воскрес. И здесь очень важно понимать, что Церковь исходит из представления о том, что человек – это совокупность духа, души и тела, и если мы говорим, что в жизни вечной будет только душа, то это не человек. Поэтому Христос восстановит нас и телесно.

– И что нужно, чтобы после смерти совоскреснуть со Христом?

– Апостол Павел говорит, что нужно во Христа креститься, быть в Церкви Божией. И христианин в своей жизни воспринимает в том числе и скорби как разделение крестоношения со Христом. Скорби, радости, проповеди, падения и восстания – все во Христе. Потому, чтобы совоскреснуть с Ним, нужно жить церковной жизнью, прежде всего причащаться Христовых Таин, стремиться во что бы то ни стало соблюдать заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя. С того момента, когда Христос стал не только Богом, но и Человеком, каждый человек, которого мы встречаем в жизни, есть образ и подобие Божие – Христос.

– Вопрос телезрительницы: «Может быть, я не права, но все равно скажу. Когда я пришла в храм, человек, который стоит в церковной лавке, принимает требы и продает свечи, как-то не так повел себя со мной. Я, понимая, что этого делать нельзя (но душе не прикажешь), обиделась на него.

Это было как раз перед Пасхой. Я понимала, что нужно помолиться за этого человека. Как говорится, мы же все не святые. Мне казалось, что тот, кто работает в церковной лавке, должен быть добрым, он не только не должен никого обижать, но, наоборот, должен радоваться, что человек пришел в храм. Я понимаю, что храм нельзя сравнивать с супермаркетом, но вот ты пришел в супермаркет и человек так тебя обслужил, что хочется ходить в этот магазин. И этому продавцу желаешь и здоровья, и счастья. Вот так и здесь. Если ты пришел в храм и тебя встретили хорошо, то потом твои глаза сияют. Но после такого момента уже думаешь о том, что нужно сменить храм, пойти в другой; может быть, люди там будут добрее.

А потом верующие люди мне сказали: «Это к тебе подошел дьявол. Если ты будешь ходить по другим храмам, то он и там найдет, чем тебя искусить. Скажите, как мне быть в такой ситуации? Я понимаю, что нужно простить этого человека, помолиться за него, но у меня какая-то боль, я вбила себе в голову, что меня обидели. А ведь обижаться нельзя, я же тоже кого-то в жизни обижала. Но Господь Бог нас прощает, а ведь что с Ним сделали, как Его мучили, как распинали! Как говорится, Он Своей кровью омыл грехи наши, а мы сейчас, в этой жизни, Его распинаем, приносим боль своими грехами, но Он нас все равно терпит. У меня это мелочи, но как больно на душе!»

– Это однозначно искушение. Вообще Страстная седмица очень непростая, и мы чувствуем, что в Страстную седмицу дьявол лютует. Действительно, это происходит по зависти дьявольской, и, вместо того чтобы Вы порадовались  Пасхе Христовой, он Вас таким образом уязвил, чтобы Вы переживали и мучились.

Отвечая на Ваш вопрос, я хотел бы разделить его на несколько частей. Во-первых, скажу несколько слов в защиту церковнослужителей. Может быть, не всем понятно и видно, но я могу сказать, что в Страстную седмицу, особенно в Великую Субботу, Великую Пятницу, Великий Четверг, на церковнослужителей, на служителей церковной лавки возлагается колоссальнейшая нагрузка. Очень много желающих прийти в храм Божий, и не всегда это люди церковные. Они по многу раз что-то переспрашивают, задают вопросы, на которые церковному человеку ответ кажется очевидным. В конце концов, есть ведь человеческий ресурс – матушки трудятся с утра до вечера. Не каждый храм может иметь такую возможность, чтобы в церковной лавке трудились посменно, по полсмены.

Как правило, ресурсов очень мало, желающих трудиться в церковной лавке тоже мало, поэтому, естественно, наступает человеческая усталость. А раз усталость, то тут уже и правильного слова не подберешь или как-то небрежно обратишься к человеку, отсюда и появляются эти искушения. Поэтому я очень хочу пожелать Вам все-таки попытаться понять другую сторону, ни в коем случае не исходить из того, что человек желал Вас обидеть. Я думаю, что это произошло из-за усталости.

Второе, что я хотел бы Вам сказать: действительно, Вы будете менять храмы, а дьявол, видя, что Вы вот так попадаетесь, может повторять эти искушения, пока Вы не выучите этот урок. Поэтому я бы не рекомендовал Вам менять храмы.  Вам нужно пережить эту ситуацию, не заставлять себя: я должна простить, еще что-то должна, – а побыть пока с этой болью. Эта боль расскажет Вам очень о многом, но не сразу.

В таких ситуациях я советую напоминать себе, что и Вы грешны, что достойное принимаете по грехам своим. Когда человек себя настраивает так, то многие искушения проходят, потому что самое главное и сильное оружие против дьявола – смирение, ведь дьявол очень горделив. Попалить дьявольскую гордость можно только смирением: «Я получила по заслугам. Слава Тебе, Господи, что Ты меня вразумляешь». В этой ситуации Вы больше ничего не сделаете. Чем больше будете заставлять себя или уговаривать как-то по-другому себя чувствовать, тем больше ничего не будет получаться. Нужно какое-то время, чтобы Вы пережили это, просто пожили в терпении. Вы же знаете, что дело не в этом человеке и не в Вас, а в том, на что Вы повлиять не можете. Потерпите – и поймете, что эта ситуация Вам необходима для Вашего духовного роста.

– У нас есть несколько вопросов от телезрителей. Один из них практического характера: «Как в Светлую седмицу правильно подготовиться к причастию,  какое правило читать?»

– В молитвословах, Требниках прописано, что всю Светлую седмицу мы готовимся следующим образом: первое – читаем или поем часы Пасхи, второе – читаем или поем канон Пасхи, третье – читаем молитвы ко причастию.

– А поститься нужно?

– Ни в коем случае.

– А исповедоваться?

– В нашем храме мы предупредили всех наших прихожан о том, что люди, которые постились Великим постом и хотя бы один раз причастились, на Светлой седмице могут причащаться без исповеди и поста. Главное – вечером быть на службе, прийти натощак и прочитать положенное молитвословие.

– Многие люди задают вопрос по поводу посещения кладбища на Пасху. Как Вы считаете, можно ли посещать кладбище в день Пасхи?

– В церковной традиции мы начинаем поминать усопших с Радоницы. То есть мы идем на кладбище, чтобы возвестить радостную весть о воскресшем Христе, как раз на Радоницу. Но в советское время сложилась такая практика, что в Радоницу верующие люди  работали, и чтобы поздравить своих усопших с Пасхой Христовой, они шли на кладбище и в день Пасхи.

Если по строгости, по церковному уставу, то не стоит идти на кладбище в Пасху. Но если по-человечески, то почему бы не пойти к близкому усопшему и не сказать ему: «Христос воскресе»? Но это я так, по-человечески, размышляю.

– Действительно, многие работают на Радоницу. Это же вторник, рабочий день.

– В любом случае, мне кажется, это не такой грех, чтобы сказать: «Это грешно», – и, мол, из-за этого греха у человека посыплется вся жизнь.

– Есть еще практика оставлять на могилах освященные куличи, яйца. Что Вы скажете об этом?

– Почему бы и нет? Мы поздравляем усопших, говорим им: «Христос воскресе!»

– Но ведь усопшие не съедят освященные куличи.

– Ну, птицы съедят.

– То есть в этом ничего криминального нет?

– Я не вижу.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, а животные тоже воскреснут, особенно те, которые жили в доме?

– В Евангелии и вообще в библейской традиции речь идет о человеческом воскресении. Как бы мы ни любили кошек и собак, у них есть свое предназначение. Если мы их возвели в ранг чуть ли не родственников, то понятно, что нам хотелось бы, чтобы и они были воскресшими, но, я думаю, такого нет.

– Бывает, что человек очень привязывается к питомцам.

– Конечно, но у человека есть свое предназначение. Он – царь природы, глава природы. То, что немножко поменялись акценты, – это уже другой вопрос, почему так произошло. Но у человека есть предназначение, его чело направлено в вечность. Он – единственное существо во всем мире, во всем космосе, которое общается с Богом и слышит Бога, понимает Его. Ни корова, ни кот, ни собака делать этого не умеют. И вообще Библия – это книга о спасении человека, а не животных.

– Последний вопрос на сегодня – по отрывку из Деяний святых апостолов, который сегодня читался в храмах. В этом отрывке рассказывается о том, что одиннадцать апостолов избрали двенадцатого вместо отпавшего Иуды Искариота. Почему у апостолов возникла необходимость, чтобы их было именно двенадцать? Почему недостаточно было тех одиннадцати, которые пережили весь период от выхода Христа на проповедь до Его смерти и воскресения? Почему именно двенадцать?

– Насколько я помню, Дух Божий призвал именно двенадцать апостолов, и в Церкви Божией было повеление от Господа, что нужен двенадцатый апостол.

– Отец Роман, поздравляю Вас с праздником Светлой Пасхи Христовой! У нас замечательная Светлая седмица, вся седмица – как один пасхальный день. В завершение нашего разговора я хотел бы попросить Вас напутствовать наших телезрителей в эти светлые дни.

– Я не знаю, как у других, но у меня в эту неделю из года в год ощущение, что мне хочется меньше говорить. Хочется пожелать, чтобы вы прочувствовали эту пасхальную радость не от слов, а от богослужения, от Причастия, от того, что Христос рядом, что Он жив и воскрес, что Он проявляет Себя в повседневных обстоятельствах нашей жизни, что вы ведете церковный образ жизни и на самом деле родственники Христовы. Хотелось бы, чтобы на этой неделе вы вот так, опытно, это особенно прочувствовали, внутренне укрепились, чтобы на следующей неделе уже делиться этой пасхальной радостью с окружающими людьми. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Наталья Богданова и Людмила Белицкая

Источник: https://tv-soyuz.ru/Besedy-s-batyushkoy-03-05

Обсудить можно здесь: