Храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокино

Воскрешение души

Евангельское чтение сегодняшней пятницы – о воскрешении дочери Иаира.

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: «девица, тебе говорю, встань».
И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
(Мк 5:22,23, 35-43)

В недавних успенских проповедях не раз упоминалось, что Успение – это не смерть. Говоря об умершей дочери Иаира, Господь называет ее уснувшей, чем вызывает смех у “плачущих и вопиющих громко”, как словно бы напоказ. Своим неуместным на похоронах смехом они засвидетельствовали несомненность последовавшего воскресения. После чего Господь высылает всю эту плачуще-смеющуюся толпу, оставив лишь действительно скорбящих родственников и троих избранных учеников.

Точные слова Господа “талифа куми”, навсегда впечатавшиеся в их память, говорят о глубочайшем изумлении свидетелей случившегося, среди которых уже не было людей из толпы, способной истолковать превратно что угодно. Повеление дать еды окончательно утверждает случившееся чудо как несомненный факт возвращения к земной жизни, в которой Господь первым делом проявляет Отеческую заботу о девочке.  

Вспомним теперь о том, что Иаир был одним из начальников синагоги. Ко времени Иисуса вера иудеев пришла к такому омертвевшему состоянию, что главным делом стало донельзя мелочное исполнение законных формальностей, притом что Заповеди любви стали делом последним и пренебрегаемым под множеством предлогов. Как пишет прп.Максим Исповедник: ” … дочь Иаира есть естество или душа, зависящие от закона, но полностью умершие вследствие неисполнения заповедей его и бездействия в осуществлении божественных предписаний”.

Итак, называя девицу усопшей, Господь не говорит неправды, – что было бы невозможно, – но впервые в Евангелии воскрешает умершего, показывая нам, что всякая смерть не окончательна, но лишь подобна успению. Впрочем, бывает и так, что душа умирает раньше тела, и тогда речь идет о возможном воскресении души – поясняют нам святые отцы. Господь не стремится к тому, чтобы весть о первом Его воскрешении усопшего как можно скорее разнеслась и мгновенно распространилась, но премудро устраивает все так, чтобы надежно засвидетельствовать несомненным образом случившееся чудо даже спустя прошедшие тысячелетия.

Слава Богу за все!

Прокрутить вверх